|
Значение изобразительного искусства в гармоничном развитии личности ребёнка. В век, когда усиливается поток информации, а также возрастают требования к детям, очень важно, не перегружая нервную систему ребёнка, развивать его способность чувствовать. Самое активное и плодотворное время для развития воображения ребенка – период от 5 до 15 лет. В это время чуткое отношение родителей к творческим проявлениям ребёнка, его тяготению к самореализации через тот или иной вид творческой деятельности очень важно, как для формирования гармоничной личности ребёнка в целом, так и для возможного определения его будущих профессиональных ориентиров. Кроме того, не следует забывать о важности присутствия ТВОРЧЕСТВА как такового в жизни детей. Ведь одновременно с затуханием желания фантазировать у детей снижаются возможности творческого мышления, уменьшается интерес к искусству, культурному наследию своего народа и человечества в целом, своим «корням». Творческое воображение у детей нуждается в непрерывном развитии, и не заменяется такими, безусловно, важными видами деятельности как, например, математика. Практически все виды деятельности, которые мы выполняем, напрямую связаны с нашим самовыражением и взаимодействием с окружающими, и творчество – это также один из способов самовыражения и общения. Лев Семёнович Выготский, один из величайших психологов и педагогов, не случайно считал детский рисунок прообразом письменной речи. Замечено, чем подробнее и разнообразнее рисунки ребенка, тем легче ему впоследствии выражать свои мысли на письме. Хочется отметить, что для приобщения ребенка к изобразительному искусству не обязательно ждать достижения школьного возраста. Лучше это делать гораздо раньше. Существует огромное количество методик для развития творческого мышления малышей и множество книг для обучения рисованию. Но, конечно, следует хорошо понимать, на развитие каких именно способностей и навыков направлена та или иная методика и книга.Так, например, раскраски развивают в большей степени мелкую моторику, а не творческие способности; методики, по которым детям предлагается дорисовать недостающую часть по примеру или учат рисовать по шаблону, могут формировать твёрдость руки, но не способствуют развитию мышления и готовности принимать собственные решения. Помочь ребёнку раскрыть и развить творческий потенциал через постижение навыков изобразительного искусства может грамотный наставник. В процессе творческого развития надо всегда побуждать ребёнка к самостоятельному решению художественной задачи, параллельно знакомя его с лучшими образцами в данной области творчества. Помимо формирования эстетического восприятия мира и художественных навыков, творческий процесс в изобразительном искусстве закладывает представления о свободе выбора, готовит к принятию самостоятельных решений. При этом предоставление свободы должно сочетаться с формированием у детей чувства ответственности за свои поступки. Достойной целью развития может стать воспитание духовно-нравственной, эстетически развитой личности, обладающей критическим мышлением и способностью творчески подходить к своей работе.
|
|